Что такое настоящая свобода?

Жизнь постоянно приносит какие-то обстоятельства, проблемы, испытания и трудности. Когда они приходят к нам, они побуждают нас отказаться от своих планов, начинают влиять на нас, заставляют обращать на них внимание, подстраивать свои желания под них. А мы, может быть, не хотим это делать, у нас существует какой-то свой план, но внезапно возникают обстоятельства. Например, нет денег на билет в Анапу: хотел поехать, а нет денег.

Можно ли стать сильнее обстоятельств? Можно ли преодолевать эти трудности, невзгоды, сложные ситуации? Или мы ничего не можем с этим сделать? Ответ: можем. Мы можем это делать. Обстоятельства всегда будут приходить. Но надо понять, откуда берутся наши реакции на эти обстоятельства.

В нашем сознании есть бесчисленное количество разных впечатлений или программ, которые появляются неожиданно. Мы даже не хотели, чтобы они появились, но они заставляют нас рефлекторно реагировать на ситуацию. Приходит какая-то ситуация, а мы даже не замечаем, что мы уже реагируем запланированным образом. Это программа, которая появляется в нашем сознании, заставляет нас так реагировать. Вот эти программы, эти прошлые впечатления и порабощают нас. Мы уже даже хотим быть другими, мы уже хотим перестать бегать за мышами, уже решили, что мы вегетарианцы, что мышей мы не едим. Но нет-нет, а побежишь. Вот что с этим можно сделать? Оказывается, есть такой фактор, который дает нам возможность быть свободным. Этот фактор, эта свобода встроена в нас, и мы не обязаны реагировать на ситуации рефлекторно. Нас никто не заставляет. Просто у нас есть такая привычка.

Но у нас есть один «орган» в нашем тонком теле, который позволял бы даже коту задуматься, если бы у него этот «орган» был. У котов нет такого «органа» в тонком теле, а у нас есть. Этот орган называется словом «разум», «буддхи», «сознательное Я», которое может задуматься о том, а выгодна ли мне такая реакция или, может быть, мне выгоднее по-другому реагировать. Есть два типа выгоды, пользы. Чаще всего люди движимы сиюминутной выгодой, прейас, но это не значит, что у них отсутствует разум. Но если у человека есть глубокий разум, то это означает, что он смотрит, как выгоднее в будущем, какую пользу это принесет – шрейас.

Чтобы выполнять свою функцию, разум состоит из трех факторов. Во-первых, это память, в которой содержатся те ценности и та информация, на основании которых мы вообще живем. В памяти находится информация о том, кто мы, что мы, что ценно для нас.

Во-вторых, разум на основании этой информации начинает анализировать. На санскрите это называется «вичар», то есть «аналитическое размышление». Например, кот может отстраниться от ситуации и поразмышлять о мыши: «Мышь, пока подожди, стой здесь, я сейчас подумаю». Вот мышь стоит, ждет, и кот думает, размышляет: «Вот если я сейчас мышь съем, что будет? А если не съем? А если молока попью? Где будет больше кармических реакций? М-м-м, ладно, мышь, беги давай». Это вичар.

И третий фактор – вивек. Это сила воплотить желание в жизнь. То есть мало того, что нужно понять, что за мышами бегать лучше не надо, нужно еще это сделать. И это трудно, потому что в нас есть бесчисленное количество других программ, которые решительно настроены отвратить нас от того, чтобы быть вегетарианцем. Они просто говорят: «Ну-ка давай!» И надо иметь силу, чтоб сказать: «Нет, мышей мы не едим».

Вот это три вещи, которые совершает разум.

Если у человека есть сильный разум, то это помогает ему принимать правильные решения, а не рефлекторные. Такой человек становится свободным. Конечно же, жизнь вряд ли резко поменяется. Как бы она ни поменялась, все равно есть проблемы, встроенные в эту жизнь. Даже самый хороший человек, даже если у него нимб и он не касается земли, все равно есть вещи, которые обязательно с ним случаются. Поэтому, как бы мы ни старались, все равно обстоятельства будут давить на нас. Но свободный человек – это не тот, кто живет по принципу «что хочу, то и делаю». Это уже Бог, такой свободой обладает только полностью ни от чего не зависящая личность. У нас нет такой свободы. Наша свобода заключается в том, что мы выбираем в этих обстоятельствах самое лучшее, что мы можем сделать для себя, принимаем самое выгодное решение. И тогда человек что-то выбирает и говорит: «О, вот это выгодно. А я вот так сделаю. Вот так лучше сделать». И он чувствует себя свободным. То есть если человек может поступать нерефлекторно, если он может выбрать, как поступать, то это называется свободой.

Бывает, что человек не пользуется разумом. Приходят обстоятельства, а он говорит: «А что я могу сделать? Я ничего не могу сделать». И он чувствует себя жертвой, постоянной жертвой. «Почему родители не слушаются?» – плачут дети. Замечали? А родители думают: «Дети должны меня слушаться». Президент что-то нас не слушается. А он думает: «Что-то не слушаются граждане». Даже по фразам, которые люди используют в своей речи, можно понять, они себя считают жертвой или свободным человеком. Жертвы всегда используют определенные фразы:
«Они виноваты».
«Так получилось».
«Как они так могли со мной поступить?»
«Почему именно я?»
«Почему со мной это случилось?»

И так далее. Это все слова, которые использует жертва.

Свободный же человек говорит о том, что можно сделать в этой ситуации. И для этого он пользуется разумом.

Олег Сунцов

Поделитесь этим материалом:

Поделиться
0
Рубрики
> Все категории
> Смотри
> Слушай
> Читай
Проекты Олега Сунцова

Этот сайт принадлежит частному лицу, не являющемуся представителем никакой религиозной организации.
Все материалы на данном сайте публикуются в образовательных целях.
Владелец сайта не преследует цели вовлечения его посетителей в какую-либо религиозную организацию (религиозное объединение).

M
Карта сайта
#s=2&pid=686